Знакомимся с Redis

  • Михаил
  • 12 мин. на прочтение
  • 133
  • 27 Jun 2022
  • 27 Jun 2022

Redis — NoSQL база данных типа ключ-значение. Redis хранит данные в оперативной памяти, что является ключевой особенностью этого хранилища. Поэтому он очень быстрый, но не самый надежный. Периодически Redis сбрасывает все данные на диск, но если сервер упадет в момент между добавлением новой информации и сохранением на диск, данные будут потеряны. По этим причинам Redis часто используют не как основное хранилище, а в качестве кэша, системы управления сессиями или для решения другой задачи, где не страшно потерять данные. Сегодня мы познакомимся с основными возможностями этой базы данных.

Особенности Redis

Перечислим главные принципы Redis:

  • Производительность. Redis действительно быстрый. Утилита redis-benchmark (вы найдете ее в папке вместе с остальными бинарными файлами) покажет насколько. Например, операции get и set в количестве 100 тысяч запросов выполняются чуть больше чем за секунду.
  • Персистентность. Redis сохраняет снимки базы данных на диск. Можно настроить период сохранения данных в зависимости от количества обновленных значений. Также можно использовать режим дозаписи. Для случаев когда, например, Redis используется в качестве кэша, сохранение на диск можно отключить вовсе.
  • Структуры данных. Это то, из-за чего многие не хотят называть Redis хранилищем ключ-значение. Дело в том, что он умеет хранить не только пары строка-строка. Redis поддерживает шесть типов данных и различные операции над ними. В следующем разделе мы обсудим каждый из этих типов.
  • Распределенность. Оперативной памяти одного сервера может не хватить для использования Redis в серьезном приложении. Тут вам поможет Redis Cluster. Он поддерживает шардирование, репликацию, отказоустойчивость и другие полезные возможности из мира распределенных систем. Настройкой кластера Redis мы займемся в другой раз.

Типы данных и команды

Redis хранит в себе пары ключ-значение. Ключом должен быть строковый литерал, но в качестве значения можно использовать один из шести доступных типов. Чтобы понимать для каких сценариев подходит Redis, нужно разобраться в том, что это за типы и какие операции с ними возможны.

Ключи

Ключ — всегда строка. Тем не менее есть несколько важных моментов и рекомендаций, которые нужно знать при работе с ключами:

  • Не следует использовать очень длинные ключи. Чем ключ длиннее, тем дольше производится поиск по нему. Мегабайтный массив – плохой вариант для ключа.
  • Не стремитесь сократить ключ, во что бы то не стало. Используйте читаемые имена, чтобы можно было понять, какую сущность хранит этот ключ.
  • Старайтесь придерживать схемы. Хорошая практика – использовать единую схему для ваших ключей. Разделяйте сущности в названии двоеточиями, а названия из нескольких слов – дефисами или точками. Пример: users:1000:best-friends.
  • На ключ есть ограничение по размеру: 512 Mb.

Строки

В качестве строк может использоваться все, что угодно. Сохраняйте числа, JSON, байты изображения или что-нибудь еще. Тем не менее набор операций для работы с этим типом данных ограничен, поэтому, например, извлечь нужное значение из JSON вам не удастся.

Чтобы добавить в хранилище новое строковое значение, используйте команду set.

  set key value

Для того, чтобы получить строку по ключу — команду get.

  get key

Отметим, что set обновит значение, если такой ключ существует, причем вне зависимости от того, значение какого типа хранилось до этого. Это поведение можно изменить, используя опции nx — создать только, если такого ключа нет, и xx — создать (обновить) только, если ключ существует.

  set key value nx/xx

Если в качестве строки используется число, то можно использовать команды incr, decr и incrby, decrby. Первая пара увеличивает и уменьшает число на единицу, вторая делает это на заданное число.

  incr counter
  incrby counter 10

Если строка не является числом, то операция вернет ошибку.

Общие команды

В Redis есть набор команд, которые можно применять к любому типу данных:

  • exists — возвращает 1, если ключ существует и 0, если нет.
  • del - удаляет ключ.
  • type - возвращает тип значения по ключу.
  • expire - удаляет ключ по прошествии указанного времени.
  • ttl - возвращает число: сколько времени осталось ключу до удаления.

С полным перечнем команд Redis можно ознакомиться на официальном сайте.

Списки

Для того, чтобы понимать, для каких операций лучше подходит этот тип данных, нужно понимать как он устроен. Список в Redis реализован как связанный список, в отличие от многих других реализаций, использующих массив. В связи с этим, со списками быстро работают команды добавления элементов в начало или конец и извлечения последовательных элементов. Если есть необходимость в доступе к элементам из середины большой коллекции, то лучше использовать упорядоченные множества.

С помощью команд lpush и rpush элементы добавляются в начало и конец списка. Если ключ не существует, то сначала создается пустой список с таким ключом, а затем в него добавляется элемент. Такое поведение предусмотрено для всех видов коллекций.

  lpush mylist 1 2 3

Команда lrange возвращает подмножество списка по заданным индексам. При этом знать длину списка не обязательно, так как можно использовать отрицательные индексы. Например, чтобы вернуть весь список, используйте команду:

  lrange mylist 0 -1

Команда lrange не удаляет элементы из списка. Чтобы извлечь, при этом удалив элемент, используйте команды lpop и rpop. При удалении последнего элемента из коллекции список также удаляется. Если после этого использовать команду llen, которая возвращает длину списка, то она вернет такое значение, как если бы коллекция была пустой.

  lpop mylist

ltrim — еще одна полезная команда при работе со списками. Она принимает аргументы, так же как и lrange, но не возвращает, а обрезает список. Если формальнее, то она создает новый список, ассоциированный с этим ключом, и заполняет его элементами из исходного списка в соответствии с переданными индексами.

  ltrim mylist 0 2

Хеши

С помощью хешей можно хранить объекты, так как он содержит набор пар ключ-значение. В роли ключей могут использоваться только строковые значения. Для добавления элементов в хеш используйте команду hmset вместе с набором пар.

  hmset hash a 10 b 20

Получение значения по ключу осуществляется с помощью команды hget, получить все пары же можно командой hgetall.

  hget hash a
  hgetall hash

Хеши — мощный инструмент, они подходят для самых разных сценариев работы с Redis.

Множества

Множества в Redis — неупорядоченные наборы строк. Они поддерживают стандартные операции между множествами, такие как пересечение, объединение, разность и другие. Для добавления элементов в множество используйте команду sadd.

  sadd myset 1 2 3

Некоторые операции над множествами:

  smember myset 2
  sunion store myset myset2

Упорядоченные множества

Упорядоченные множества — симбиоз обычных множеств и списков. Дело в том, что они содержат только уникальные значения, но каждому значению соответствуют число (score). В результате для это типа данных вводится порядок:

  • A > B, если A.score > B.score
  • если A.score = B.score, то A и B упорядочиваются в соответствии с лексикографическим порядком значений. Так как они уникальны, равенство двух различных элементов в упорядоченном множестве невозможно.

Чтобы добавить новые элементы используйте команду zadd, а для получения всех элементов в порядке возрастания — zrange:

  zadd authors 1902 Tolkien
  zrange authors 0 -1

Если нужен обратный порядок для элементов упорядоченного множества, то есть команда zrevrange:

  zrevrange authors 0 -1

Мы обсудили пять типов данных в Redis. Есть также шестой тип, он называется HyperLogLogs. Он необходим для быстрого подсчета уникальных элементов. Пример использования этого типа: подсчет уникальных запросов в поисковой системе.

Реализуем кэширование с Redis

Как уже было сказано, хранить важную информацию только в Redis рискованно, поэтому в большинстве сценариев это хранилище используется в качестве кэша. В учебных целях я решил прикрутить кэширование с помощью Redis к одному из своих домашних проектов. Для этого была раскопана десктопная пародия на Instagram. Проект написан на платформе .NET: UI на WPF, REST API на ASP.NET и база данных MS SQL Server. Код можно посмотреть на GitHub.

Задача состояла в том, чтобы добавить уровень кэша для SQL-запросов к основному хранилищу. При реализации кэширования нужно учитывать несколько идей:

  • Не пытаться закэшировать все. Кэширование нужно, чтобы сократить количество обращений к основному хранилищу. Однако, совсем от них избавиться не удастся. Поэтому не нужно пытаться поместить в кэш ответы на любой запрос. Пусть там хранятся ответы на самые частые запросы – нужно выдерживать грань.
  • Не бояться дублирующихся данных в кэше. Подход к хранению информации в кэше отличается от применяющегося в реляционной модели, где данные должны быть нормализованы и быть в единственном экземпляре. В некоторых случаях засчет дублирования информации можно значительно выиграть в скорости, а это принципиально важно для кэша.
  • Инвалидация кэша. Нужно понимать, в какой момент данные из кэша должны исчезнуть или обновиться. Redis поддерживает идею TTL (Time To Live), в которой ключи удаляются по прошествии определенного времени. В реальных проектах стоит использовать эту парадигму; в своем проекте я буду удалять данные, при соответствующих операциях в базе данных. Проблема такого подхода в том, что за всем не уследишь, и в какой-то момент в кэше станет слишком много невалидных данных. Но для учебного проекта это не страшно.

В роли клиента для Redis на языке C# была выбрана популярная библиотека StackExchange.Redis (5 миллионов скачиваний в Nuget). Подключение к хранилищу осуществляется с помощью класса ConnectionMultiplexer:

public RedisCacheProvider(string connectionString)
{
    _redisConnection = ConnectionMultiplexer.Connect(connectionString);
}

Чтобы выполнять команды в конкретной базе данных (в нашем случае дефолтной), используется метод GetDatabase()

private IDatabase GetRedisDb()
{
    return _redisConnection.GetDatabase();
}

Обертки для команд реализуются с помощью клиента Redis очень просто. Вот пара примеров:

public void Add<T>(string key, T value)
{
    var db = GetRedisDb();
    var redisValue = SerializeToJson(value);
    db.StringSet(key, redisValue);
}

public void Delete(string key)
{
    var db = GetRedisDb();
    db.KeyDelete(key);
}

Не забудем, что хорошей практикой является выбор читаемых названий для ключей. Для этого составим простую схему:

public static class Scheme
{
    public static string Users(Guid id) => $"users:{id}";
    public static string Posts(Guid id) => $"posts:{id}";
    public static string Comments(Guid id) => $"comments:{id}";
    public static string Hashtags(Guid postId) => $"posts:{postId}:hashtags";
    public static string LatestPosts() => "posts:latest";
}

Теперь используем созданный класс в методах обращения к базе данных. Сначала добавим кэширование для получения объектов по идентификатору:

public Post GetPost(Guid postId)
{
    if (_cacheProvider.TryGet(Scheme.Posts(postId), out Post cachedPost))
        return cachedPost;
    
    /* Находим нужный пост SELECT запросом к базе данных */

    _cacheProvider.Add(Scheme.Posts(postId), post);

    return post;
}

Аналогичный код будет и для других сущностей в системе: пользователи, комментарии — все, что имеет идентификатор. При удалении объекта нужно очистить кэш: удаляем все ключи, в которых этот объект может использоваться.

Кэширование ленты новостей можно реализовать с помощью списка. Список хранит только идентификаторы объектов, поэтому при их обновлении не нужно менять список. При каждом создании поста новый айди добавляется в начало списка и производится операция trim, обрезающая ленту до необходимого числа элементов. При удалении постов кэш для ленты сбрасывается.

public List<Post> GetLatestPosts(int count = 5)
{
    if (_cacheProvider.TryGetGuidList(Scheme.LatestPosts(), count, out List<Guid> guids))
    {
        var cachedPosts = new List<Post>();
        foreach (var guid in guids)
        {
            if (_cacheProvider.TryGet(Scheme.Posts(guid), out Post cachedPost))
                cachedPosts.Add(cachedPost);
        }
        if (cachedPosts.Count == guids.Count)
            return cachedPosts;
    }
    
    /* Получаем список постов SELECT запросом к базе данных */

    _cacheProvider.AddGuidListAndTrim(Scheme.LatestPosts(), count, posts.Select(p => p.Id).ToArray());
    return posts;
}

Кэширование хэштегов удобно реализовать через множества, так как для них важен не порядок, а факт наличия для поста.

private void AddHashtagsToPost(Post post)
{
    /* Добавление связи между хэштегами и постами в базу данных */

    _cacheProvider.AddSet(Scheme.Hashtags(post.Id), post.Hashtags);
}
    
private List<string> GetHashtags(Guid postId)
{
    if (_cacheProvider.TryGetSet(Scheme.Hashtags(postId), out List<string> cachedHashtags))
        return cachedHashtags;

    /* Выборка хэштегов, соответствующих запросу, с помощью оператора JOIN */
    
    _cacheProvider.AddSet(Scheme.Hashtags(postId), hashtags);
    return hashtags;
}

Заключение

Мы познакомились с новой технологией с интересной парадигмой: высокая скорость работы, но большая вероятность потери данных. Основываясь на Redis, мы реализовали простой кэш и теоретически повысили производительность существующего приложения. Тем не менее, ограничение оперативной памяти состоит не только в возможной потере информации, но и в объеме. В случае высоконагруженного приложения оперативной памяти одного сервера может не хватить для поддержки кэширования. Поэтому в следующий раз мы обсудим настройку кластера Redis.

Пока же вы можете почитать в блоге на Хабре, как мы использовали другую NoSQL базу данных, которая называется Elasticsearch, для реализации полнотекстового поиска.